|
Nausicaa of the Valley of Wind (Kaze no Tani no Nausicaa)
Жанр: фантастика
Тип: полнометражный фильм
Год создания: 1984 (японская премьера 11 апреля)
Режисcер: Миядзаки Хаяо (Miyazaki Hayao)
Наконец-то дошла очередь до рецензирования старого фильма основателей студии «Ghibli» «Nausicaa of the Valley of Wind». Еще до просмотра я знал, что это будет впечатляющее и волнующее зрелище. Да и как может быть плохим фильм, если над ним работал своеобразный «Dream Team», в котором режиссером выступил великий и ужасный Миядзаки Хаяо, продюсером Такахата Исао, а в ключевых аниматорах значится молодой Анно Хидэаки, автор «Neon Genesis Evangelion». С другой стороны, меня волновало то, что фильм делался еще до создания «Laputa: The Castle in the Sky» и «My Neighbor Totoro», это вселяло некое беспокойство, вроде «первый блин комом» и все такое. Но слава анимационному Богу, это недоразумение не подтвердилось, чему оправданием будут дальнейшие суждения. Хочу заметить сразу, что буду называть главную героиню Наусика, так как считаю, это имя более благозвучным для своих ушей. Я понимаю, что оно должно звучать по иному, но да простят меня читатели, я привык к этому милому имени.
Первое, что хочется отметить после просмотра «Nausicaa of the Valley of Wind», это огромное количество сюжетных ходов, многообразие героев и сцен. Вообще, стало непонятно, как Миядзаки Хаяо умудрился в отведенное время втолкнуть столько всего, да еще сделать это понятным и логичным для зрителя. А главную героиню до такой степени проработанной и замечательной, что не хватает хвалебных слов в ее сторону. И правда, Наусика стала моей любимой героиней, еще до просмотра фильма, от впечатлений манги (тоже, кстати, Миядзаковской). А после ознакомления с фильмом мое отношение к этой девушке полностью подтвердилось и укрепилось. Эта героиня потрясает всем, начиная с формы и кончая содержанием. Но если формы миядзаковских девушек очень схожи, то по содержанию Наусика обыгрывает всех последующих персонажей. Смесь мужественности и женственности, героизма и обворожительности, доброты и ума, признаться, удивляют с каждым мгновением все больше. С рукой на сердце могу смело сказать, что нашел свой идеал. За весь фильм я не смог придраться ни к одному ее действию, что крайне редко бывает, а только тихо умилялся и любовался этим маленьким божеством.
Сюжетная часть фильма хороша для наших дней, но для 1984 года, когда всю анимацию затопили простые фильмы с направленностью на американский сектор («Garaga», «Space Adventures Cobra», «Amon Saga»), творение Миядзаки Хаяо выделяется белым пятном на черном фоне. Кстати, в конце 90-х режиссер нарисует похожий фильм, тоже рассказывающий о девушке, являющейся своеобразным отождествлением природы, но там она будет несколько хищной и не такой милой, как Наусика. Думаю, вы уже поняли, что речь идет о «Princess Mononoke», в которой говорится о защите природы, ее ценности и о сравнении людей со зверьми. То же самое мы видим и в «Nausicaa of the Valley of Wind». Даже когда Земля превратилась в мутную дыру, что прозвана «Мертвым Землями», люди не перестали воевать между собой и создавать всякие адские машины. Но напротив, видя безысходность положения, они напрягают больше силы, чем мозгов, создавая танки и давя всех тех, кто выжил после экологической катастрофы. Сначала эти абсурдные действия мною были не поняты, но оказалось, что только благодаря такому приему можно было показать задумку Миядзаки во всей красе. И если в «Princess Mononoke» природа и не будет претендовать на главенствующее место, то в «Nausicaa of the Valley of Wind» все происходит наоборот. «Мертвые Земли», дающие жизнь неведомым существам, постепенно надвигаются на людей с явным намерением поглотить тех, кто обезображивает землю. В отличие от многих поделок такого рода, в этой ленте этот ход отыгран замечательно, а самое главное, он безусловно оправдан. Люди, боящиеся умереть от ядовитых испарений «Мертвых Земель», тщетно пытаются сберечь себя, надевая маски, создавая мельницы, но все их попытки с самого начала выглядят тщетно перед неизбежностью. Это понимаем мы, это понимает Наусика, но никак не другие обитатели Долины Ветров и других царств-государств. Они-то и раскручивают сюжет, воюя между собой за оставшиеся земли, за неведомые орудия. Героине же приходится расхлебывать всю их кашу, а нам в свою очередь смотреть, как она это делает.
Подводя итог суждениям, можно лишь сказать, что «Nausicaa of the Valley of Wind» прекрасная жемчужина, истинное олицетворение миядзаковских картин, да и просто классический шедевр, созданный лучшими людьми японской анимации.
оценка: 5++ (шедевр)
|
|
| |