|
Princess Mononoke (Mononoke Hime)
Жанр: исторический боевик
Тип: полнометражный фильм
Студия: Studio Ghibli
Год создания: 1997 (японская премьера 12 июля)
Режисcер: Миядзаки Хаяо (Miyazaki Hayao)
Полнометражный анимационный фильм «Princess Mononoke» вышел в 1997 году и в один момент стал самым кассовым в истории аниме, внеся в загашник студии «Ghibli» 150 миллионов неместных денег. Мало того, фильм сумел вывести творчество режиссера Миядзаки на совершенно новый уровень. Именно с этого момента великий мультипликатор в полной силе ощутил сладкое чувство признания, которое свалилось на него словно снег на голову. Шумиха в прессе невольно породила твердую уверенность, что фильм «Princess Mononoke» прежде всего коммерческий, хоть и собрал в Северной Америке совсем немного. Еще задолго до выхода права на него купил «Disney». А на вопрос, почему фильм вышел в прокат на английском языке, господин Миядзаки ответил, что западному зрителю неудобно отвлекаться и читать субтитры. Но несмотря на все это, «Princess Mononoke» переломный момент в творчестве великого и ныне здравствующего японского современника.
Как мне показалось, «Mononoke» таит в себе настолько глубокий смысл, что пытаться описать сюжет в одном абзаце довольно глупое занятие, а если и попытаться, то выглядеть это будет ужасающе, примерно так: говорящие гигантские зверушки борются с людьми за священный лес, населенный духами и божествами. И ведь правда, когда говорящие зверушки начинают бороться с людьми за свой лес, вся глубина улетучивается, а место остается лишь детской сказке. Почему-то и в данном случае я ожидал от Миядзаки детской сказки, не более. Может виной тому его прежние, до озлобления милые работы, вроде «Kiki's Delivery Service», сейчас сказать трудно. Однако, вставив «Princess Mononoke» в проигрыватель, я не увидел не только сказки, но и вообще ничего того, что свойственно фильмам «Ghibli». Тут оказалось очень много крови и жестокости (хоть и граничащей с гуманностью), а наличие слишком серьезных моментов просто не позволяет назвать этот фильм сказкой. В каком другом фильме от Миядзаки можно было увидеть оторванные головы, руки и ноги, летящую во все стороны кровь? Однозначно, тут нам предстает новый Миядзаки. Теперь это не тот привычный старикан, рисовавший веселых детишек, принцессок, лесных духов с зонтиками и ведьмочек на метлах. Теперь это главный анимационный режиссер планеты, очень богатый человек, презирающий деньги, который слишком поздно повзрослел и понял, что его фильмы покупают не только детские сады и школы, но и вполне взрослые люди.
В 90-ые годы Миядзаки и Такахата упорно начали доносить до зрителя проблемы глобализации, загрязнения окружающей среды. Именно они первые (и единственные) в анимации начали говорить о том вреде, что приносит человек всему остальному живому миру. Забавные такахатовские бурундучки из «Pom Poko», вместе с огромными миядзаковскими волками и кабанами, практически одновременно отстаивали свое право на сосуществование с человеком. И делали это в абсолютно разных периодах истории. В каждом их фильме чувствуется неразрывная связь, то мало, то исключительно крупно себя проявляющая. «Princess Mononoke» рассказывает не о том, как ребята из «Greenpeace» нападают на нефтяников; этот фильм повествует о большем, он рассказывает о тех стародавних временах, когда Япония еще была под управлением феодалов и самураев. Миядзаки уже в те времена ставит проблему особенно остро. Великие и цветущие леса люди вырубают из-за железной руды, что хранится в земле и благодаря которой можно создать огнестрельное оружие диковинку тех времен. Миядзаки мастерски рисует одержимых людей, уничтожающих все живое лишь для того, чтобы в будущем уничтожить много больше. Еще более мастерски он рисует озлобленных зверей, пытающихся защитить свой лес от неминуемой гибели. А между ними автор помещает молодого человека, единственного во всем фильме, кто знает, что нужно делать и как остановить толпу зверей, мчащуюся на толпу людей. Именно в этом парне по имени Аситака ясно читается прообраз господина Миядзаки.
Безусловно, «Princess Mononoke» является одной из самых важных и значительных картин последнего десятилетия. Вряд ли этот фильм оказал какое-то серьезное воздействие на непробиваемых и твердолобых любителей фансервиса. Вряд ли этот фильм изменил ситуацию в корне. Вряд ли это могло вообще случиться. Миядзаки все это, конечно, знал. И то, что, зная это, он все-таки попытался донести свои светлые мысли до зрителя уже стоит многого. И не важно: удалось или нет.
Справка
1) В 1998 году фильм взял статуэтку на «Awards of the Japanese Academy» в номинации «Лучшая картина».
2) Домашняя страничка студии: http://www.ntv.co.jp/ghibli.
3) «Chicago-Sun-Times» назвала этот фильм одним из лучших в году.
4) Японский релиз: 12.07.97
оценка: 5 (отлично)
|
|
|
|