Ghost in the shell (Kokaku kidotai)

Жанр: киберпанк
Тип: полнометражный фильм
Студия:Production I.G
Год создания: 1995
Режисcер: Осии Мамору (Oshii Mamoru)


Если провести опрос у западного зрителя на тему: «Какие японские анимационные ленты им известны», то, скорее всего, ответом будет пара фильмов господина Миядзаки, да фильм Осии Мамору «Ghost in the Shell». Что зря топтать траву, остальное творчество японских режиссеров, будь-то Ватанабэ Синъитиро или Кон Сатоси, с его идолопоклонничеством — малоизвестны массовому зрителю. Ведь главная причина такого положения дел лежит не в том, что японцы замкнутый народ, а в том, что добиться популярности на западе во сто раз труднее, чем на родине. За границей вряд ли кому-то будет интересно закупать фильм о маленьких девочках с золотыми глазами (да простят меня любители «прелестного»), а львиная доля анимации в стране восходящего солнца как раз на эту тематику и ориентирована.

Но с другой стороны, выйти на западный рынок — значит стать известным на весь мир. Это мы видим на примере Миядзаки, о котором слагают дифирамбы, да на примере Осии, кстати, друга Миядзаки. Вообще, если докапываться до сути, то вскоре становится очевидным, что «Ghost in the Shell» больше популярен на западе, чем на родине. То ли это у японского зрителя ревность, что теперь идет ориентация не на него, а на янки или какого-нибудь французишку; то ли дело заключается в том, что создавая фильм под бордо или гамбургер, рис да палочки становятся уже не так актуальны. Отличным примером правоты моих суждений служит «Ghost in the Shell». Он вышел в нужный момент и в удобном ракурсе, и Осии навсегда вписал свое имя в мировой кинематограф, получив премию «Международного анимационного фестиваля» в штатах, что вряд ли удастся даже сверхпопулярному мультипликатору, рисующему исключительно для Японии.

И уж если разговор зашел на эту тему, то давайте вспомним японские анимационные фильмы, которые крутили у нас в России — стране, в которой вечно не достает экзотики и полноэкранного аниме. Вот именно! В голову и приходит-то лишь предновогодний показ «Spirited Away», да фестивальная премьера «Ghost in the Shell» пару лет назад.

Теперь нужно плавно переходить от истории и философии развития непосредственно к самому фильму. Первый раз мне довелось его увидеть почти наравне с мировой премьерой. Тогда я отнесся к нему несерьезно, так как вообще мало владел вопросом жанра. Этот фильм мне показался слишком непонятным, а задаваться вопросом, «почему так» или «что хотел показать режиссер», я не собирался. В то время проще было переключиться на «Slayers» и не париться глубокомыслием. Точно так же и поступили многие, кто смотрел этот фильм в те года. Многие из них так и остались с тем отношением к «Призраку» до сих пор. Но что интересно, пересмотрев «Ghost in the Shell» уже в 2003, я не заметил в нем абсолютно ничего непонятного и даже удивился сам себе. Ну да, киберпанк. Ну да, жесткий. «А что непонятного?», — спросил я себя. Не так страшен черт, как его малюют.

«Ghost in the Shell» интересен, он имеет идею, в отличие от большинства других фильмов. «Ghost in the Shell» — это прежде всего классика своего жанра. Но не больше. Делать из него историю вселенского масштаба — нелепо; этот фильм прост точно так же, как прост фильм «Матрица», а ведь и там многие люди находят такие мысли между строк, что аж волосы дыбом встают.

Речь в «Призраке» в основном идет о массовой кибернетизации человечества. О хакерах, вирусах и всем прочем, что из этого вытекает. О всяких новомодных прибамбасах, типа невидимой защиты, благодаря которой киборги могут стрелять, убивать, воровать и делать все что на ум придет без тяжких последствий. Этот фильм о будущем, но о будущем специфическом, не о том тупом, в котором всякие инопланетяне и прочая шваль бродит по планете, а о темном, безысходном — кибернетическом.

Что и сказать. Много раз мною был просмотрен этот фильм, и даже ища причину для придирки, я ее не нахожу. Как уже писал выше, нет у меня прав говорить, будто этот фильм труден и умен, но то, что «Ghost in the Shell» по-своему уникален, я констатирую без запинки. Чего-то похожего в аниме мною встречено пока не было. И если резюмировать мои разглагольствования, то все можно сказать одним словом — понравилось.

Справка

К 2004 году Осии Мамору снимет продолжение, которое будет называться «Innocence Ghost in the Shell». Ролики уже можно найти в сети. Команда останется старая.

оценка:  5+ (великолепно)










Ghost in the Shell

Ghost in the Shell

Ghost in the Shell

Ghost in the Shell

Ghost in the Shell

Ghost in the Shell

Ghost in the Shell

Ghost in the Shell

    Режиссер:
    Осии Мамору (Oshii Mamoru)

    Автор сценария:
    Ито Кадзунори (Ito Kazunori)

    Оригинальная манга:
    Сиро Масамунэ (Shirow Masamune)

    Режиссер-постановщик:
    Нисикубо Тосихико (Nishikubo Toshihiko)

    Художник-постановщик:
    Огура Хиромаса (Ogura Hiromasa)

    Дизайн персонажей:
    Окиура Хироюки (Okiura Hiroyuki)

    Дизайн меха:
    Такэути Ацуси (Takeuchi Atsushi)
    Кавамори Сёдзи (Kawamori Shoji)

    Ключевые аниматоры:
    Исии Акихару (Ishii Akiharu)
    Такэути Ацуси (Takeuchi Atsushi)
    Хамасу Хидэки (Hamasu Hideki)
    Кавасаки Хироцугу (Kawasaki Hirotsugu)
    Окиура Хироюки (Okiura Hiroyuki)
    Эгути Хисаси (Eguchi Hisashi)
    Кисэ Кадзутика (Kise Kazuchika)
    Хоси Кадзунобу (Hoshi Kazunobu)
    Окава Коги (Ohkawa Kogi)
    Арай Койти (Arai Koichi)
    Комураката Кодзи (Komurakata Kouji)
    Кавана Кумико (Kawana Kumiko)
    Сасаки Мамору (Sasaki Mamoru)
    Тандзава Манабу (Tanzawa Manabu)
    Андо Масахиро (Ando Masahiro)
    Аракава Масацугу (Arakawa Masatsugu)
    Ёсихара Масаюки (Yoshihara Masayuki)
    Исо Мицуо (Iso Mitsuo)
    Яцу Мияко (Yatsu Miyako)
    Хасимото Такаси (Hashimoto Takashi)
    Окамура Тэнсай (Okamura Tensai)
    Сайто Тэцухито (Saito Tetsuhito)
    Иноэ Тосиюки (Inoue Toshiyuki)
    Эмура Тоёаки (Emura Toyoaki)
    Осима Ясухиро (Oshima Yasuhiro)
    Мураки Ясуси (Muraki Yasushi)
    Ито Ёсиюки (Ito Yoshiyuki)
    Танака Юйти (Tanaka Yuichi)

Hosted by uCoz