Hosted by uCoz
Spirited Away (Sen to Chihiro no Kamikakushi)

Жанр: сказка
Тип: полнометражный фильм
Студия: Studio Ghibli
Год создания: 2001
Режисcер: Миядзаки Хаяо (Miyazaki Hayao)


Рассказывать, кто такой Миядзаки и какой он гениальный, я не буду. Это делали до меня все кому не лень. Однако лет десять назад об этом японском аниматоре мало кто говорил. Он снимал фильмы, их смотрели японцы, они их хвалили, после чего он вновь снимал фильмы. Так продолжалось лет десять, пока Миядзаки не снял «Princess Mononoke» (1997). Именно эта картина попала на первые полосы журналов Америки и других стран, дав толчок популяризации творчества Миядзаки во всем мире. И вот, с 1997 года уже нет ни одного критика, не знающего, кто такой Хаяо Миядзаки, сколько он снял картин, когда он родился и прочее, прочее, прочее…

Но существует один парадокс. Миядзаки мало кому был интересен фильмами «My Neighbor Totoro» или «Kiki's Delivery Service», хотя они были, безусловно, отлично поставлены, просты и воплощали истинные его ценности. Так вот, парадокс заключается в том, что именно «Princess Mononoke» — фильм наиболее жестокий и взрослый, философский и исторический, разбивает щит и становится визитной карточкой. Сам Миядзаки удивлялся его популярности и кассовым сборам. В этой статье мы не будем останавливаться на данном феномене, а плавно перейдем к другому. Спустя четыре года (а именно столько обычно аниматор тратит на создание фильма) он выпускает свою новую картину — последнюю на данный момент, — «Spirited Away». После удачи с «Princess Mononoke» мир ждал нового чуда от гения, и поэтому судьба «Spirited Away» была предрешена. На практике так все и оказалось.

Первым делом новый фильм Миядзаки расхвалили почти все западные критики. Следствием этого стали забитые залы кинотеатров. После чего «Spirited Away» предстояло сделать более отчаянный шаг — покорить конкурсы и фестивали. Тут тоже все шло как по маслу: по порядку взяты статуэтки на «21st Hong Kong Film Awards», «25th Nippon Academy Awards», «45th San Francisco Film Festival», «52nd Berlin International Film Festival». Последняя награда вообще считается в мире одной из престижнейших. Ну а апогеем всего этого праздника становится присуждение фильму «Spirited Away» премии Оскар в этом году, в номинации «Лучший полнометражный мультфильм». На Оскаре «Spirited Away» запросто завалил Диснеевскую картину «Лило и Стич», а также компьютерный мультик «Шрек». Дикая популярность обеспечила фильму солидный приток капитала, не в последнюю очередь от продажи всяких сувениров.

Насколько же должен быть хорош фильм, чтобы заграбастать все эти побрякушки, а самое главное — зрителя? Ответ — ни насколько. Все, что произошло, было предначертано ему заранее. «Spirited Away» — такой же фильм от Миядзаки, как и другие. Я вообще считаю, что все фильмы этого режиссера должны получать Оскаров и должное уважение. Но случилось это все именно со «Spirited Away». Просто пришло время, мир открыл глаза и чуть не ослеп. Миядзаки и команда вырвались из пределов Японии и вещают на всю планету. От этого творчество «Ghibli» не становится хуже, оно становится серьезнее. Доказательством моих слов служит тот факт, что уже в середине будущего года (2004) на мировые экраны выходит новый фильм, который станет серьезней и взрослей всех прошлых и вместе взятых.

Но вернемся к «Призракам», которые кого-то уносят. Что самое удивительное — в новом фильме почти нет призраков, и уж тем более они никого не уносят. Именно поэтому японская версия фильма носит название не «Spirited Away», а «Sen to Chihiro no Kamikakushi». То есть дословно: «Сэн и таинственное исчезновение Тихиро». Вероятно, западные прокатчики посчитали это название слишком громоздким и решили не париться, придумав звучащее и чарующее «Унесенные призраками». В фильме главную роль играет девчушка Тихиро (наши прокатчики перевели это имя, как Тегеро, что тоже ничего), которая в начале фильма едет на «Audi A4» со своей семейкой обживать новое место жительства. И если ее папа и мама — истинные ангелочки, то Тихиро — настоящий избалованный ребенок: она корчит рожи, показывает язык, грубит, и вообще ведет себя вызывающе. Как потом выясняется из интервью Миядзаки, Тихиро — прообраз дочки его друга. Так вот, вся эта семейка, вместо того чтобы ехать нормальной дорогой — прется куда-то в чащу. Ну и, само собой, попадает в сказочный мир. Однако, не придав этому должного значения, родители и Тихиро начинают осматривать местность. Они думают, что очутились в заброшенном парке аттракционов. Но не тут-то было! Увидев еду, папа и мама тут же на нее набрасываются и превращаются в свиней. Резко темнеет, и начинают твориться всякие бесчинства.

Основная задумка Миядзаки заключалась в том, чтобы показать, как Тихиро из сопливой вреднючки превращается, посредством труда, в умную и хорошую лапочку-дочку. И нужно отдать должное — получилось это у него превосходно. А конец перевоплощения происходит в главной сцене фильма — во время поездки Тихиро на поезде. Именно эту сцену буквально все западные критики окрестили центровой. Да и сам Миядзаки рассказывал не один раз, как он придумывал пейзажи, мелькающие за окном поезда.

Другой центровой сценой можно по праву считать отмывание вонючего Болотного духа. Именно тут на долю Тихиро выпадают все тяжести ее заключения у волшебницы. Девочку заставляют плавать в грязи и мыть духа чуть ли не руками, а выйдя из этого трудного положения с поднятой головой — она удостаивается, наверное, первой похвалы в жизни. Болотный дух на поверку оказывается вовсе не Болотным, а Речным (просто из-за небрежности людей — он загрязнился). Этот фрагмент является своеобразным продолжением прошлого фильма Миядзаки — «Princess Mononoke», а также фильма «Pom Poko», снятого Исао Такахатой (лучшим другом Хаяо). Сам Миядзаки утверждает, что у него не было цели нести какой-то экологический подтекст, просто ему вспомнилось то, как он чистил реку, что течет у его дома, и выловил велосипед, так же как и Тихиро.

К сожалению, нет никакой возможности описывать все интересные моменты «Spirited Away», а их в фильме очень много. Надеюсь, что каждый найдет для себя много интересного и полезного при просмотре приключений Тихиро в волшебном мире. Напоследок, хочется процитировать отрывок из одной рецензии западного критика, более всего запавший мне в душу:

   «Spirited Away» — удивительный фильм для всего семейства, даже теще понравится. Я влюбился в него и много раз во время сеанса хлопал в ладоши. Вы будете смеяться и обнимать парня, сидящего на заднем ряду…

оценка:  5+ (великолепно)

    Альтернативные названия:

  • Chihiros Reise ins Zauberland (германское)
  • El Viaje de Chihiro (испанское)
  • La Citta Incantata (итальянское)
  • Le Voyage de Chihiro (французское)
    Персонажи фильма (в вашей версии перевод имен может быть другим)

Тихиро
Главный персонаж картины, 10-летняя девочка Тихиро. В фильме очень хорошо показано, как у нее меняется характер: от избалованного ребенка до понимающей девочки. На ее хрупкие плечи ложится обязанность расколдовать маму и папу, а также спасти Хаку и сделать еще с десяток добрых дел.

Хаку
Мальчик, который пришел учиться к Юбабе волшебству и стал ее заместителем. Тихиро встречается с ним в начале фильма, и он помогает ей по всему сюжетному пути. Он не помнит ни своего имени, ни прошлого, ведь все, кто попадает к Юбабе в царство — теряет свое прошлое и получает новое имя. Однако Тихиро помогает вернуть ему все это.

Юбаба
Вредная бабулька, аналог нашей бабы-яги, однако никого не пытается съесть. Является волшебницей и управляющей бань для духов и божеств. Те, кто попадает в ее царство — становятся ее подчиненными, а некоторых она превращает в свиней, что и случилось с папой и мамой Тихиро.

Акио
Папаша Тихиро, лихач водитель, занесший семью в царство Юбабы. Любитель вкусно покушать, за что и становится свинкой по велению Юбабы. На вид грозный, но в душе добряк.

Юго
Мамаша Тихиро, добродушная женщина, как видно, авантюрного склада характера. Любит вкусно покушать, что роднит ее с муженьком и превращает ее в свинку тоже.

Лин
Служанка Юбабы, становится напарницей Тихиро. Учит ее всему, что нужно уметь и знать на работе у Юбабы. Приучает Тегеро к работе и изгоняет из нее лень и всякие прочие паршивые качества, что присущи детям 10 лет.

Дед Камазей
Добродушный дед-паук, имеющий шесть рук. Хобби — пить воду из чайника и ворчать. Работает на Юбабу и выполняет функцию контроллера за подогревом воды, в общем, можно наградить его профессией кочегар. Помогает Тихиро и в принципе является весьма положительным персонажем. Удивительно похож на одного пирата из фильма «Laputa: The Castle in the Sky».










Spirited Away

Spirited Away

Spirited Away

Spirited Away

Spirited Away

Spirited Away

Spirited Away

Spirited Away

Spirited Away

Spirited Away

Spirited Away

Spirited Away

Spirited Away

Spirited Away