Hosted by uCoz
Noir (Noir)

Жанр: триллер с элементами нуара (неонуар)
Тип: TV (26 эпизодов)
Студия: Bee Train
Телеканал: TV Tokyo
Год показа: с 06.04.01 по 28.09.01
Режисcер: Масимо Койти (Mashimo Koichi)


2001 год подарил анимешному миру во многом забытый и подчас редкий жанр, фильмы которого обычно метятся полувековой давностью и хранятся в памяти седых киноведов. Жанр фильмов-нуаров процветал в далекие 40-е, в те времена, когда в мире буйствовала Вторая Мировая. Всем тогда было не до веселья, в том числе и кинематографу, в том числе и голливудскому. Конечно, до сих пор непонятно, зачем режиссер Масимо Койти реанимировал столь заплесневевшее понятие, сгинувшее пятьдесят лет назад, создал сериал и назвал его в честь феномена. Позже его путь продолжит Ватанабэ в своем аниматричном «Detective Story», и он намного лучше воспроизведет атмосферу, но это уже совсем другая история.

Масимовский проект хоть и называется «Noir», но к жанру нуар его можно отнести лишь косвенно. Когда война закончилась, ее пережитки еще маячили на экранах вплоть до 50-х годов. Потом, как таковых фильмов-нуаров больше не снимали. Поэтому японский аниме-сериал с идентичным названием напрямую отнести к седому жанру вряд ли возможно, зато в жанр неонуара он вписывается как по маслу. В нем есть почти все атрибуты старых фильмов, которые Масимо воссоздавал с особой тщательностью, плюс много новшест, свойственных исключительно японской анимации.

Пистолет, бокал с вином — первое, что мы видим на экране, да к тому же и показывается все это на фоне ночного города. Далее предстают и другие обязательные атрибуты, вроде итальянской мафии с их строгими костюмами, автоматами и донами. Весь фильм пропитан легким ароматом детектива, когда кто-то кого-то ищет, но найти никак не может, натыкаясь на необъяснимое. Присутствует и своеобразная японская экзотика, читающаяся в прообразе роковых женщин («femme fatal»). Их тут трое — они хоть и анимешные, но не лишены мрачного нуара. Масимо завязал весь сюжет именно на них, сделав девушек киллерами, что только отчасти не подходит под классику жанра. Обычно герои фильмов-нуаров все-таки детективы или их жертвы.

Правда, Масимо так и не сумел в точности воссоздать тот видеоряд, не получилось у него фантасмагорической картины, хотя местами все было очень неплохо. Главное, что осталось непонятным — солнечные города. Они хоть и европейские, но местами слишком радостные и веселые. Нет слякоти, мало дождя, куда-то пропала жесткость и безнадежность. Тут нет неоновых рекламных щитов, зато есть неоновые окна, придающие жизнерадостность. А это неправильно. Нуар должен поражать своей мрачностью. Хотя, конечно, Масимо не виноват, что классические нуары показывались в черно-белом формате, ведь присутствие многих цветов сильно меняет визуализацию.

Тем не менее, Масимо не упустил другой важный атрибут — бесконечные флэшбэки, в которых живут герои. Порой они слишком частые, подчас даже ненужные, но без них нельзя. Герои нуаров должны жить прошлым, стараться не заглядывать в будущее и как можно мрачнее взирать на настоящие.

Таким образом, мы получили нечто новое, а именно: сериал-неонуар в японском анимационном исполнении. И сейчас можно долго говорить, что Масимо сделал вон тот атрибут не так, а вон там слишком переиграл с цветами. Однако сама попытка поработать в столь сложном жанре, где зрителем будут не пофигистки настроенные послевоенные лица, а молодые японцы, многие из которых и знать не знают, что такое американский нуар 40-х годов — достойна восхищения.

Справка

1) Нуар — это жанр «черного фильма». Обычно нуаром называют фильмы снятые в период с 40-х по 50-е годы. Нуар — это противоположность радостным фильмам, фильмы нуары полны пессимизма, мрачного триллера. Жанр зародился в США.

Нуар — это зыбкий мир, мрачные тени плюс лица. Лица сильных мужчин, взятых в оборот недоброй судьбой, и фатальных женщин, играющих с ними без правил. (М. Брашинский)

2) Классический фильм-нуар: «Незнакомец на третьем этаже».

оценка:  4 (хорошо)











Noir

Noir

Noir

Noir

Noir

Noir